Как играть в преферанс

Здесь вы найдёте главы из книги Александрова Е.М. и Эрика И.А. «Современный преферанс». Книжку я сканировала и форматировала лично.

Основные тактические действия игрока в преферанс должны быть направлены на достижение следующих целей:

  1. набрать максимально возможное количество очков в пуле за счет оптимального назначения и розыгрыша игр на взятки или мизеров;
  2. получить минимально возможное количество очков в гору за счет малого количества подсадов на играх и вистовании, минимально возможного числа взяток на распасах;
  3. отобрать при вистовании и розыгрыше совместно с другими партнерами максимально возможное количество взяток у взявшего прикуп.

Конкретные шаги для достижения указанных целей игрок может предпринять сразу после раздачи, когда он получил карты, оценил количество имеющихся на руке взяток (оценил «силу руки») и определил свою позицию при торге (сделал выбор между розыгрышем распаса и участием в торге).

Вступив в торг, игрок должен оценить целесообразность объявления мизера. Если мизер отвергнут, возникает вопрос о целесообразности торга. Наконец, участвуя в торге и получив прикуп, игрок должен определить целесообразность назначения той или иной игры. Конечно, если на руках имеются чистый мизер или, по крайней мере, шесть взяток, определиться легко: в первом случае нужно объявлять мизер, во втором — вступать в торг. Как правило, в каждой из описанных выше ситуаций случай, подобный только что названному, возникает крайне редко. Поэтому игрокам приходится просчитывать различные варианты, в том числе находить вероятность (шансы) прикупки карт, обеспечивающих назначение необходимой игры или получение чистого мизера, вероятность распределения масти для розыгрыша мизерных систем и делать другие прогностические оценки. Названные вероятности позволяют сформулировать некоторые полезные правила ведения игры. Эти правила являются обобщением практического опыта авторов данной рукописи и многих других участников преферансных игр, базируются на вероятностных оценках, описанных далее в пп. 2–6, и приведены в настоящей главе.

2. Оценки количества взяток при игре на взятки

Так как одна из основных задач игрока — взять максимальное количество взяток при игре на взятки и минимальное — на мизере, то для определения силы руки при торге необходимо оценить количество взяток в каждой из мастей. Это количество зависит не только от расклада карт данной масти у игроков, но и от их местоположения, порядка ходов и ряда других факторов. Учёт в полном объёме всех этих факторов при вычислении количества взяток — трудная задача.

Вместе с тем, если не принимать во внимание такие факторы, как сюркуп, возможность забития и т. п., а базироваться исключительно на вариантах расклада карт у играющих, приходим к комбинаторной задаче перебора всех возможных вариантов раскладов и выделения тех из них, которые обеспечивают получение фиксированного количества взяток. Следовательно, нетрудно вычислить классическую вероятность интересующего нас события (получения названного количества взяток) как отношение числа благоприятствующих ему раскладов к общему их числу. При этом целесообразно зафиксировать порядок ходов играющих, например, рассмотреть случай собственного розыгрыша масти.

Ясно, что вычисленная таким способом вероятность является усредненной оценкой, потому что в реальности количество взяток может уменьшиться за счёт забития другого порядка ходов, игры втёмную и др. и может увеличиться по аналогичным причинам.

Ниже приведена таблица всевозможных систем, дающих взятки, и указаны классические вероятности получения указанного в таблице количества взяток при собственном розыгрыше масти и для случая игры всветлую. Здесь же представлены расклады, благоприятствующие получению названного количества взяток. При этом сначала указаны карты второго (В), а затем — третьего (С) игроков. Отметим также, что в данном случае при перемене мест этих наборов карт итог розыгрыша не меняется. Поэтому при вычислении вероятностей достаточно найти общее количество различных раскладов карт, а за благоприятствующие исходы взять удвоенное количество тех различных раскладов, которые указаны в таблице 2.

Например, для системы Т, К, В три взятки обеспечиваются раскладами Д — хххх и Дх — ххх. Всего их десять (два расклада Д — хххх, хххх — Д и восемь раскладов вида Дх — ххх, ххх — Дх). Общее же количество различных раскладов из пяти оставшихся карт, как нетрудно проверить, равно 32. Поэтому искомая вероятность (в процентах) равна (10/32) *100% = 31,25%.

Для интересующихся способом подсчета вероятностей укажем, что при наличии 7, 6, 5, 4, 3 и 2 свободных карт количества всевозможных вариантов наборов этих карт у игроков равны соответственно 128, 64, 32, 16, 8 и 4.

Таблица № 2 Вероятность получения взяток

Система Кол-во взяток Расклад Вероят­ность, %
Т 1 любой 100
Т, К 2 любой 100
Т, Д 2 К — ххххх 3,12
К, Д 1 любой 100
К, В 1 Т — ххххх
Д — ххххх
6,25
К, х 1 Т — ххххх 3,12
Т, К, Д 3 любой 100
Т, К, В 3 Д — хххх
Д, х — ххх
31,25
Т, К, 10 3 Д, В — ххх 6,25
Т, Д, В 2 любой 100
3 К — хххх 6,25
Т, Д, 10 2 К — хххх
В — хххх
В, х — ххх
К, х — ххх
62,5
Т, Д, х 2 К — хххх
К, х — ххх
31,25
Т, В, 10 2 К, Д — ххх
К — хххх
Д — хххх
18,75
Т, В, х 2 К, Д — ххх 6,44
К, Д, В 2 любой 100
К, Д, 10 2 В — хххх
Т — хххх
В, х — ххх
37,5
К, Д, 9 2 Т — хххх
В, 10 — ххх
12,5
К, Д, х 2 Т — хххх 6,25
К, В, 10 1 любой 100
2 Д — хххх 6,25
К, В, 9 1 Т — хххх
Д — хххх
10 — хххх
Т, х — ххх
Д, х — ххх
10, х — ххх
93,75
К, х, х не менее 1 Т — хххх
Т, х — ххх
31,25
Д, В, 10 1 любой 100
Д, В, 9 1 Т — хххх
К — хххх
10 — хххх
Т, К — ххх
10, х — ххх
50
Д, В, 8 1 Т — хххх
К — хххх
Т, К — ххх
Т, К, 7 — хх
25
Д, В, 7 1 Т — хххх
К — хххх
Т, К — ххх
18,75
Д, х, х 1 Т, К — ххх 6, 25
Т, К, Д, В 4 любой 100
Т, К, Д, х 4 хх — хх
х — ххх
87,5
Т, К, В, 10 3 любой 100
4 хх — хх
Д — ххх
50
Т, К, х, х не менее 3 хх — хх
х — ххх
87,5
4 хх — хх 37,5
Т, Д, В, 10 3 любой 100
4 К — ххх 12,5
Т, Д, В, х 3 хх — хх
х — ххх
87,5
4 К — ххх 12,5
Т, Д, 10, х 3 К — ххх
В — ххх
хх — хх
62,5
Т, В, 10, х не менее 2 хх — хх
х — ххх
87,5
3 Д — ххх
К — ххх
хх — хх
62,5
Т, х, х, х не менее 2 хх — хх
х — ххх
87,5
3 хх — хх 37,5
К, Д, В, 10 3 любой 100
К, Д, В, х 3 хх — хх
х — ххх
87,5
К, Д, х, х не менее 2 хх — хх
х — ххх
87,5
3 хх — хх
Т — ххх
50
К, В, 10, 9 2 любой 100
3 Д — ххх 12,5
К, В, 10, х не менее 2 Д — ххх
Т — ххх
хх — хх
62,5
3 Д — ххх 12,5
К, В, х, х не менее 1 ххх — х
хх — хх
87,5
2 Д — ххх
Т — ххх
хх — хх
62,5
Кx9, х, х, х не менее 1 хх — хх
х — ххх
87,5
2 хх — хх
Т — ххх
50
Д, В, 10, 9 2 любой 100
Д, В, 10, х 2 хх — хх
х — ххх
87,5
Д, В, х, х не менее 1 ххх — х
хх — хх
87,5
2 Т — ххх
К — ххх
хх — хх
62,5
В, 10, 9, 8 1 любой 100
  не менее 1 хх — хх
х — ххх
87,5
2 хх — хх 37,5
Т, К, Д, х, х 5 любой 100
Т, К, х, х, х 5 х — хх 75
Т, Д, В, х, х 4 любой 100
5 К — хх 25
Т, Д, 10, х, х 3 любой 100
4 х — хх 75
К, Д, В, х, х 4 любой 100
К, Д, х, х, х 4 х — хх 75
К, В, 10, х, х 4 Т — хх
Д — хх
50
К, х, х, х, х не менее 3 х — хх 75
4 Т — хх 25
Д, В, 10, х, х 3 любой 100
х, х, х, х, х 3 х — хх 75
Т, К, х, х, хх 6 любой 100
Т, х, х, х, хх 6 х — х 50
К, Д, х, х, х, х 5 любой 100
х, х, х, х, хх 5 х — х 50
Т, хххххх 7 любой 100
ххххххх 6 любой 100

Если игрок выиграл торг, получил прикуп и сделал снос, он назначает игру. Выбор игры следует делать, исходя из вероятностей получения взяток на системах карт, имеющихся у играющего и приведённых в таблице 2.

Правило назначения игры при разбросе в единицу (шестерная или семерная, семерная или восьмерная и т. д.) представлено таблицей 3. Кратко оно формулируется так.

Правило 1. Имея силу руки с вероятностью взятия дополнительной взятки не меньше значения, указанного в таблице 3, назначаем соответствующую игру.

Например, имея при четырёх играющих шесть верных взяток на руке и систему карт, дающую дополнительную взятку с вероятностью не меньше 83%, назначаем семерную.

Таблица № 3 Вероятность назначения игры

Назначение Необходимая вероятность, %, не менее
при 3-х игроках при 4-х игроках
семь 80 83
восемь 83 85
девять 85 87
десять 86 88
Систе­ма Кол-во взяток Расклад Порядок ходов
Т, Д 2 К — ххххх Т — Д
К, В 1 Т — ххххх
Д — ххххх
В — К
К — В
К, х 1 Т — ххххх х — К
Т, К, В 3 Д — хххх
Д, х — ххх
Т —К — В
Т, К, 10 3 Д, В — ххх Т — К — 10
Т, К, В 3 Д — хххх
Д, х — ххх
Т — К — В
Т, К, 10 3 Д, В — ххх Т — К — 10
Т, Д, В 3 К — хххх Т —Д — В
Т, Д, 10 2 К — хххх
В — хххх
В, х — ххх
К, х — ххх
Т — Д — 10
Т — Д — 10
Т — Д — 10
Т — 10 — Д
Т, Д, х 2 К — хххх
К, х — ххх
Т —Д — х
Т — х — Д
Т, В, 10 2 К, Д — ххх
К — хххх
Д — хххх
Т — 10 — В
Т, В, х 2 К, Д — ххх Т —х — В
К, Д, 10 2 В — хххх
Т — хххх
В, х — ххх
К — Д — 10
10 — Д — К
К — Д — 10
К, Д, 9 2 Т — хххх
В, 10 — ххх
9 — К — Д
К — Д — 9
К, Д, х 2 Т — хххх х —К — Д
К, В, 10 2 Д — хххх К — В — 10
К, В, 9 1 Т — хххх
Д — хххх
10 — хххх
Т, х — ххх
Д, х — ххх
10, х — ххх
9 — К — В
К —В — 9
К — В — 9
9 — В — К
К — 9 — В
К — В — 9
К, х, х 1 Т — хххх
Т, х — ххх
х — К — х
х — х — К
Д, В, 9 1 Т — хххх
К — хххх
10 — хххх
Т, К — ххх
10,х — ххх
9 — Д — В
9 — Д — В
Д — В — 9
9 — Д — В
Д — В — 9
Д, В, 8 1 Т — хххх
К — хххх
Т, К — ххх
Т, К, 7 — хх
8 — Д — В
8 — Д — В
8 — Д — В
Д — В — 8
Д, В, 7 1 Т — хххх
К — хххх
Т, К — ххх
7 — Д — В
Д, х, х 1 Т, К — ххх х — х — Д
Т, Д, 10, х 3 К — ххх
В — ххх
xx — xx
Т — Д — 10
Т, В, 10, х 3 Д — ххх
К — ххх
xx — xx
Т — В — 10
К, В, 10, 9 3 Д — ххх К — В — 10
К, В, х, х 2 Д — ххх
Т — ххх
xx — xx
К — В — х
х — К — В
х — х — К

4. Вероятность прикупки

Имея на руках карты и определив их силу, игрок может оценить, прикупка каких карт обеспечивает ему желаемую игру. Вероятность прикупки одной из карт, дающих необходимую игру, нетрудно подсчитать описанным ранее способом. Ниже приведена таблица таких вероятностей, где в первой строке указано общее количество нужных карт (от 3 до 18).

Таблица № 5 Вероятность прикупки

Кол-во карт, прикупив две из которых, получим нужную игру Вероятность прикупки, %
3 26
4 34
5 41
6 48
7 55
8 61
9 66
10 71
11 76
12 80
13 84
14 88
15 91
16 93
17 95
18 97

Пример 1. У игрока после раздачи на руках оказались:

: Т, В; Д, 10; К, В, 10, 9; Т, К.

На руках пять взяток: туз пик — одна, четыре бубны — ещё две взятки, туз и король черв — две взятки. Нетрудно Видеть, что шестую взятку дает любая из следующих десяти карт:

: К, Т Т, К, В; Т, Д, 7, 8; Д.

Глядя в таблицу 5, находим вероятность прикупки: 71%.

Пример 2. У игрока после раздачи на руках оказались:

: 7, 9; 7, 9, Д, К; 7, 9, 10; Т.

Чтобы получить чистый мизер, достаточно прикупить любую из карт:

: 8, 10, В; 8, 10, В; 8, В, Д, К; 7,
т. е. одну из двенадцати карт. Вероятность прикупки — 80%.

Отметим, что вероятность в таблице 5 относится к прикупке одной карты. Если речь идет о прикупке одновременно двух карт, то соответствующие вероятности подсчитаны в таблице 6.

Таблица № 6 Вероятность прикупки

Кол-во карт, прикупив две из которых, получим нужную игру Вероятность прикупки, %
3 1,3
4 2,6
5 4,3
6 6,5
7 9
8 12
9 16
10 19
11 24
12 29
13 33

6. Вероятность распределения масти

Для правильного розыгрыша необходимо оценить вероятность распределения масти у вистующих при раскладе карт. Приведём таблицу таких вероятностей.

Таблица №9 Вероятность распределения масти

Кол-во карт данной масти у вистующих Распреде­ ление масти Вероятность, %
7 7 — 0
6 — 1
5 — 2
4 — 3

1,6
10,9
32,8
54,7

6 6 — 0
5 — 1
4 — 2
3 — 3
3,2
18,75
46,8
31,25
5 5 — 0
4 — 1
3 — 2
6,25
31,25
62,5
4 4 — 0
3 — 1
2 — 2
12,5
50
37,5
3 3 — 0
2 — 1
25
75
2 2 — 0
1 — 1
50
50

С помощью таблицы 9 можно сформулировать:

Правило 6. При назначении игры на взятки не закладываемся, как правило, на расклады вида 7 — 0 (например, имея бланкового туза), 6 — 0 (когда у играющего Т, К или Т, х, причем фоска снесена) и вида 5 — 0 (например, у играющего Т, К, Д).

7. Целесообразность торга

Игрок безусловно входит в торг, имея на руке верные шесть или более взяток. Если взяток меньше шести или количества, уже объявленного при торге, необходимо оценить вероятность дополнительной взятки за счёт силы руки. Такие вероятности для различных систем карт представлены в таблице 2. На основе её сформулируем:

Правило 7. При торге в число имеющихся на руке взяток можно включать лишь те, вероятность взятия которых не ниже 60–65%.

Отметим, что в аналогичной ситуации при назначении игры эта вероятность выше (см. таблицу 3).

В зависимости от разряда игры на торге пасование или торговля ведутся следующим образом (см. таблицу 10).

Таблица № 10 Вероятность дополнительной взятки

Назначение Вероятность дополнительной взятки за счет силы руки или прикупки, % более
при трёх игроках при четырёх игроках
Шесть 69 76
Семь 65 72
Восемь 59 67
Девять 54 60
Десять 50 55

Читать дальше: Как играть мизер

© Irina Samonova 1999-2024