5. Оценки на мизере

5.1. Чистые масти

5.2. «Дырки»

5.3. «Паровоз»

5.4. Выводы

5.5. Выбор между игрой на взятки и мизером

В преферансе мизер стоит особняком. Это одна из самых крупных игр, причём, что особенно заманчиво, безвистовая. Перебить мизер можно только девятерной игрой (по договоренности — десятерной).

Какие же задачи стоят перед игроком, заказавшим мизер?

Мизер считается сыгранным, если при розыгрыше играющий его не взял ни одной взятки. В противном случае каждая полученная взятка строго наказывается: на гору ставится удвоенная цена мизера (по 20 очков) за каждую взятку, висты при этом не пишут.

Какие же карты располагают мысли игрока к мизеру? Прежде всего, введем понятие чистой (наловленной масти).

5.1. Чистые масти

На мизере чистой (неловленной) является любая система карт одной масти вида 7—9—В—К

и полученная из нее добавлением любой карты этой же масти или последовательным удалением из нее, начиная справа, одной или нескольких старших карт. Чистая масть получается также при замене в указанной системе любой карты на младшую. Таким образом, чисты системы:

  • при добавлении карт: 7—9—В—К—Т, 7—9—10—В—К;
  • при удалении справа: 7—9—В, 7—9;
  • при замене на меньшую: 7—8—В—К, 7—9—10—К, 7—9—В—Д.

Комбинации таких систем и дают «чистый» мизер. Единственное исключение, если играющий находится на 1-й руке — здесь могут возникнуть проблемы с ходом (мизер Софьи Ковалевской). Увы, к великому сожалению любителей мизеров, «чистые» мизера приходят чрезвычайно редко. Поэтому в основном мизер заказывают с системами карт, приближенными к чистым системам — в надежде на прикуп или расклад.

Теперь расскажем о системах карт, благоприятствующих мизеру, но отнюдь не чистых.

5.2. «Дырки»

Вернёмся к исходной чистой системе 7—9—В—К.

Если в ней отсутствуют семерка или же одна либо несколько средних карт, а также если одна из карт ряда заменена на старшую, возникает система, которая может привести к взяткам на мизере — это и есть «дырка». Вероятность таких взяток зависит от многих факторов, в частности, от длины масти с «дыркой», величины самой «дырки» (количества пропусков в чистой системе), количества снесенных играющим карт той же масти, от возможности сноса противниками карт этой же масти при ловле мизера, от расклада карт.

В приводимых ниже таблицах указаны наиболее часто встречающиеся «дырки» (и соответствующие расклады карт), а также вероятности ловли при свободной передаче хода как без учета проноса в той же масти, так и при возможности проноса вистующими одной карты. Здесь же указаны вероятности ловли при сносе играющим одной или двух карт масти «дырки». Звездочкой в таблицах отмечены случаи, когда карты второго и третьего игроков можно поменять местами с тем же результатом розыгрыша. В таблице 8 представлены лишь дополнительные расклады, позволяющие поймать мизер за счет сноса одной карты. Те мизерные системы из таблицы 7, когда снос одной карты не увеличивает вероятность ловли, в таблицу 8 уже не включены.

Таблица № 7 Вероятность ловли при «мизере»

Вид «дырки» Вероят­ность ловли при свободной передаче хода без учета проноса той же масти, %
Без снесённых карт в той же масти Расклады При сносе в той же масти
1 карты Расклады 2 карт Расклады
8* 0,3 7хххххх — 1,08 7ххххх — 2,8 7хххх —
9* 53 7, 8ххххх —
7ххххх — 8
8ххххх — 7
7хххх — 8х
8хххх — 7х
7ххх — 8хх
8ххх — 7хх
54 7, 8хххх —
7хххх — 8
8хххх — 7
7ххх — 8, х
8, ххх — 7, х
7хх — 8, хх
56,2 7, 8ххх —
7ххх — 8
8ххх — 7
7хх — 8х
8хх — 7х
8, 9* 11,9 7ххххх —
7хххх — х
25 7хххх —
7ххх — х
47 7ххх —
7хх — х
7, 10 3 — 8, 9хххх
9хххх — 8
9 — 8, 9ххх
9ххх — 8
8ххх — 9
21 — 8, 9ххх
9ххх — 8
8ххх — 9
7, B 20 8, 9, 10ххх —
— 8, 9, 10ххх
ххххх — 8
ххххх — 9
ххххх — 10
хххх — 8, 9
хххх — 8, 10
хххх — 9, 10
8 — ххххх
9 — ххххх
10 — ххххх
50 8, 9, 10хх —
— 8, 9, 10хх
хххх — 8
хххх — 9
хххх — 10
ххх — 8, 9
ххх — 8, 10
ххх — 9, 10
8 —хххх
9 — хххх
10 — хххх
67 8, 9, 10х —
— 8, 9, 10х
ххх — 8
ххх — 9
ххх — 10
хх — 8, 9
хх — 8, 10
хх — 9, 10
8 — ххх
9 — ххх
10 — ххх
7, 10, В 45,8 8, 9, Д, К, Т —
— 8, 9, Д, К, Т
9ххх — 8
8ххх — 9
хх8, 9 — х
хх8 — 9х
хх9 — 8х
х — 8, 9хх
45,8 8, 9хх —
— 8, 9хх
ххх — х
х — 8, 9х
47,4 8, 9х —
— 8, 9х
9х — 8
8х — 9
7, 9, Д 21, 8 8, 10, Вхх —
— 8, 10, Вхх
К, Тх — хх
К, Тхх — х
(снесён К)
27,2
8, 10, В, Т —
— 8, 10, В, Т
Тхх — х
21 8, 10, В —
— 8, 10, В
7, 9, Д, К 18, 6 Тхх — х 21 8, 10, В—
—8, 10, В
0  
7, 9, В, Т 8, 6 8, 10, Д, К —
— 8, 10, Д, К
0 0 0 0
7, 10, В, Д 43, 6 8, 9хх —
— 8, 9хх
ххх — х
х — 8, 9х
47,4 8, 9х —
— 8, 9х
9х — 8
8х—9
47,4 8, 9 —
— 8, 9
7, 9, К, Т* 58,2 8, 10, В, Д —
ххх —
21 8, 10х — 0  
7, 10, В, Д, К 47,4 8, 9, Т —
— 8, 9, Т
9, Т — 8
8, Т — 9
47,4 8, 9 —
— 8, 9
0  
7, 9, Д, К, Т* 21 8, 10, В — 0   0  
7, 10, В, Д, К, Т* 47,4 8, 9 — 0   0  

Таблица № 8 Вероятность ловли при «мизере»

Вид «дырки» Вероятность ловли при свободной передаче хода с учетом проноса 1 карты той же масти, %
Без снесён­ных карт в той же масти Дополни­тельные расклады При сносе в той же масти
1 карты Расклады
(доп.)
2 карт Расклады
(доп.)
8* 4, 9 7ххххх — х 11, 9 7хххх — х 24, 5 7ххх — х
9* 56,8 7, 8хххх — х
62,7 7, 8ххх — х
64,3 7, 8хх — х
8, 9* 40,9 7, 8ххх — хх 66,8 хх—7хх 88,8 7х — хх
7, 10 24,7 9ххх — 8х
8ххх — 9х
8, 9ххх — х
х — 8, 9ххх
46 9хх — 8х
8хх — 9х
8, 9хх — х
х — 8, 9хх
73,6 9х — 8х
8х — 9х
8, 9х — х
х — 8, 9х
7, B 55, 8 8, 9, 10хх — х
х — 8, 9, 10хх
9, 10хх — 8х
8, 10хх — 9х
8, 9хх —10х
8, х — 9, 10хх
9х — 8, 10хх
10х — 8, 9хх
84,3 8, 9, 10х — х
х — 8, 9, 10х
9, 10х — 8х
8, 10х — 9х
8, 9х —10х
8х — 9, 10х
9х — 8, 10х
10х — 8, 9х
100 любой
7, 10, В* 66,7 хх—8, 9х
45,8 47,4
7, 9, Д* 21,8 45,8 21
7, 9, Д, К* 31 Т — ххх 21 0
7, 10, В, Д* 73 х9 — 8х
73, 7 8, 9 — х
47,4
7, 10, В, Д, К* 73, 7 8, 9 — Т 47,4 0

В таблицах 7 и 8 указаны, конечно, не все возможные «дырки». Например, встречаются мизера с системами карт 8, 10; 7, Д; 7, К; 8, В; 8, Д и другие. Для каждой такой «дырки» можно найти вероятность ловли точно так же, как это сделано в приведенных таблицах. Однако такие расчеты представляются нам не очень важными, потому что названные вероятности значительно превосходят те данные, которые приведены выше, и, следовательно, назначение мизера со столь опасными «дырками» нецелесообразно. Для подтверждения этого мнения приведем лишь один расчет для «дырки» 7, Д, причём из-за обилия раскладов, позволяющих поймать такой мизер, укажем в продолжении таблицы 7 лишь дополнительные расклады к случаю «дырки» 7, В, а в продолжении таблицы 8 — лишь дополнительные расклады, дающие взятку за счет проноса одной карты в масти «дырки».

Продолжение таблицы № 7 Вероятность ловли при «мизере»

Вид «дырки» Вероятность ловли при свободной передаче хода
без учета проноса той же масти, %
Без снесён­ных карт в той же масти
Дополнительные расклады к случаю «дырки» 7, В
При сносе в той же масти
1 карты Дополн. расклады к случаю «дырки» 7, В 2 карт Дополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, В
7, Д 79,4 8, 9, 10, К, Т — В
9, 10, К, Т — 8, В
8, 10, К, Т — 9, В
8, 9, К, Т —10, В
В, К, Т — 8, 9, 10
9, К, Т — 8, 10, В
8, К, Т — 9, 10 В
10 — К
Т — 8, 9, В
Вх — 8, 9, 10х
9х — 8, 10, Вх
8х — 9, 10, Вх
10х — 8, 9, Вх
86

хххх — В
ххх — 8, В
ххх — 9, В
ххх — 10, В
Вх — 8, 9, 10
9х — 8, 10, В
8х — 9, 10, В
10х — 8, 9, В
В — 8, 9, 10х
9 — 8, 10, Вх
8 — 9, 10, Вх
10 — 8, 9, Вх

100 любой

Продолжение таблицы № 8 Вероятность ловли при «мизере»

Вид «дырки» Вероятность ловли при свободной передаче хода
с учетом проноса 1 карты в той же масти, %
Без снесён­ных карт в той же масти Дополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, В При сносе в той же масти
1 карты Дополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, В 2 карт Дополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, В
7, Д 98,4 8, 9, 10х — Вх
8, 10, Вх — 9х
9, 10, Вх — 8х
8, 9, Вх —10х
8, 9, 10, Вх — х
100 любой
100 любой

Сравнение этого результата с расчетом для «дырки» 7, В не требует комментариев!

Сделаем ещё одно замечание. Рассмотрим «дырку» 7, 9, К и рассчитаем вероятность её ловли. В данном случае намного легче указать не те расклады, которые позволяют поймать мизер, а те, когда «дырка» не ловится. Если пронос хотя бы одной карты данной масти невозможен, то, очевидно, «дырка» 7, 9, К не ловится лишь при раскладе хх — ххТ. Легко вычислить вероятность такого расклада — 21%, значит, вероятность ловли — 79%. Если играющий снес одну карту (т.е. туза), «дырка» не ловится лишь при раскладе пополам (хх — хх). Вероятность ловли — 58, 2%. Если же игрок снес две карты (т.е. даму и туза), приходим к уже рассмотренному случаю «дырки» 7, 9, Д, К, Т. Из таблицы 7 находим вероятность ловли — 21%. Наконец, заметим, что для данной «дырки» возможность проноса соперниками одной или двух карт этой масти нисколько не ухудшает ситуацию, и вероятности ловли не меняются.

Анализ таблиц 7, 8 четко выявляет характер «дырок». Дадим некоторую их классификацию.

5.2.1. «Слабые дырки»

Это «дырки» с небольшой вероятностью ловли, например:

  • 8 в бланке;
  • 7, 10;
  • 7, 9, Д;
  • 7, 9, Д, К, Т;
  • 7, 9, В, Т.

Очевидно, что даже при неудачном прикупе в данном случае вероятность сыграть мизер «чистым» очень велика. Другое дело — «плохие дырки».

5.2.2. «Плохие дырки»

К ним относятся:

  • крупные бланки;
  • системы 7, Д; 7, К; 7, Т;
  • ещё хуже 8, Д; 8, К; 8, Т,

а также «дырки» из таблиц 7, 8 с большой вероятностью ловли. Вариантов «плохих дырок» много, как и неприятностей в жизни. Попробуем с ними разобраться.

а) крупный бланк

Здесь мизер можно заказать при своём ходе при небольшой вероятности прикупки — в крайнем случае одна взятка или же при чужом ходе и при очень большой вероятности прикупки.

Пример 1. Игрок имеет карты: К; 7, 8, 9, 10, В, Д, Т; 7; 7.

Для того, чтобы сыграть мизер, нужно прикупить одну из следующих шести карт: 7; К; 8, 9; 8, 9.

Согласно таблице 5, вероятность прикупки 55% — не слишком много. Объявление мизера целесообразно только при своём ходе. Следует также учесть, что при своём ходе увеличивается вероятность прикупки — в прикупе нас устроит и восьмёрка пик. При чужом ходе в данном случае можно получить семь взяток.

Пример 2. Имеем Т; 7, 8, 9; 7, 8, 9; 7, 8, 9.

Нас устроит прикуп, содержащий любую из тринадцати карт: 7; 10, В, Д, К; 10, В, Д, К; 10, В, Д, К.

Вероятность прикупки 84% — очень велика. Ныряйте! Если уж очень не повезет — максимум три взятки.

б) системы 7, Д; 7, К; 7, Т. В случае неудачного прикупа — максимум одна взятка. Минимальная вероятность прикупки — около 40%. редполагаемый выигрыш равен максимальному проигрышу — рекомендуем играть мизер.

в) системы 8, 9; 8, 10; 8, В и т. д. или же 8 + крупный бланк в другой масти. Рекомендуем «падать» на мизер только при своём ходе и высокой вероятности прикупки.

Пример 3. Игрок имеет карты: 8; 7, 8, 9, К; 7, 9, 10, К; К.

В прикупе устроит любая из десяти карт: 7; 10, В, Д, Т; 8, В, Д, Т; 7.
Вероятность прикупки (см. таблицу 5) — 71%. При своём ходе рекомендуем объявлять мизер.

Пример 4. Имеем 8; 7, 8, 9, 10, В, Т; 7, 8; К.

В прикупе нас устроит любая из семи карт: 7; Д, К; 9, 10, В; 7.
Вероятность прикупки — 55%. В случае неудачного прикупа можно получить много взяток, даже при своём ходе.

г) «плохие дырки» из таблиц 7, 8

Как уже было сказано, это «дырки» с достаточно большой вероятностью ловли:

  • 7, 10, В;
  • 7, 9, Д, К;
  • 7, 10, В, Д;
  • 7, 9, К, Т;
  • 7, 10, В, Д, К;
  • 7, 10, В, Д, К, Т.

В первую очередь следует отметить, что мизера с такими системами очень неприкупные. Чтобы сыграть «чистым» такой мизер, необходимо прикупить «прокладку» (в данном случае восьмёрку) или две «своих». Прикупить определённую карту очень трудно — это ясно, а прикупить две «своих», как показывает таблица 6, тоже маловероятно. Поэтому, играя такой мизер, ищите счастья сначала в прикупе, а затем — в раскладе. А счастья в жизни так мало! Последнее каждый знает давно, но рассматриваемый мизер может принести двойное несчастье, потому что при соответствующем раскладе «плохие дырки» могут дать две взятки. Беда может прийти не с одной взяткой!

5.3. «Паровоз»

Оценивая карту на мизер, нельзя не упомянуть о мизерах с длинной мастью. Это связано с тем, что если такой мизер ловится, то на много взяток (как минимум, на четыре), за что и получил название «паровоз» (а полученные взятки — вместо вагонов). Поимка «паровоза» во многом определяет дальнейшее прохождение пули, не говоря уж о психологическом состоянии игравшего «паровоз». Стандартные варианты «паровоза» следующие:

  • пять чистых + четыре чистые + бланк (ловленный),
  • шесть чистых + три чистых + бланк (ловленный).

При своём ходе нет проблем: плохой прикуп — одна взятка. При чужом ходе картина резко меняется. Хотя вероятность прикупки — 66%, но риск слишком велик — одной игрой можно решить судьбу пули (может быть, заодно и свою). Поэтому такие мизера стараются играть при наличии перехвата в чистой масти.

При варианте 6+3+бланк наличие перехвата очень проблематично, поэтому такой вариант очень опасен.

Вариант 5+4+бланк более оптимистичен. «Железный» перехват возможен при двух тузах в чистых мастях; «полужелезный» — при одном тузе, лучше четвертом; и перехват проблематичен при пятом и четвертом королях.

Если перехват осуществлен, вы отбираете бланком и выдаетесь. Результат — две взятки.

Итак, перспективы розыгрыша «паровозов» при чужом ходе:

  • «чистый» мизер;
  • две взятки;
  • много взяток.

А вероятность прикупки только 66%... Более подробно о «паровозах» мы расскажем в главе «Мизер».

5.4. Выводы

Анализ таблиц 7, 8 и практический опыт игры позволяют нам дать некоторые рекомендации о целесообразности объявления мизера.

Правило 3. Имея на руках карту с одной «дыркой», на мизер целесообразно идти, если:

  • вероятность ловли меньше 55—60%, независимо от вероятности прикупки;
  • вероятность ловли более 70%, а вероятность прикупки не менее 50%.

Имея на руках карту с одной «дыркой» на две взятки (например, 7, 10, Д), объявлять мизер целесообразно при вероятности прикупки более 60%.

Правило 4. Имея на руках карту с двумя «дырками» с суммарной вероятностью ловли не более 60%, объявлять мизер целесообразно, даже не учитывая вероятность прикупки.

Правило 5. Объявление мизера с тремя «дырками» и суммарной вероятностью ловли более 70% целесообразно при вероятности прикупки более 60%.

Объявление мизера в условиях обязательной прикупки прокладки нецелесообразно (см. также правило 2).

Отметим, что иногда расчет вероятности прикупки можно изменить в сторону увеличения получающегося значения. Например, при подсчете карт, благоприятствующих мизеру, в их количество можно включать не только те, которые дают «чистый» мизер, но и карты, значительно уменьшающие «дырки». Так, если у вас бланковый король, то при строгом подсчете в этой масти вас устроит только прикуп семерки. При ослабленном варианте подсчета можно учесть и восьмёрку, т. к. она значительно уменьшает вероятность ловли этого мизера. Аналогично, прикупка четвертого туза не дает абсолютно «чистый» мизер, но опять же уменьшает вероятность ловли.

Приведем ещё несколько примеров определения целесообразности объявления мизера.

Пример 1. На первой руке игрок имеет карты:
7, 9, В; 7, 8, В; К; 7, 9, В.
Вероятность ловли мизера (бланкового короля бубен) — 98,4%. Для получения мизера с вероятностью ловли меньше 55% достаточно прикупить любую из карт (см. таблицу 7):
8, 10, Д, К, Т; 9, 10, Д, К, Т; 7, 8; 8,10, Д, К, Т.
Вероятность прикупки равна 95% (см. таблицу 5). Мизер объявлять целесообразно.

Пример 2. На руке 7, 9, 10, Д; —; 7, 8, 10, К, Т; 10.
Имеется одна дырка с вероятностью ловли больше 70% Для получения мизера с вероятностью ловли меньше 55% нужна одна из одиннадцати карт:
8, В, К, Т; 7, 8; 9, В, Д; 7, 8.
Из таблицы 5 находим вероятность прикупки — 76%. Объявление целесообразно.

Пример 3. На руке 7, 8; 7, 8, 9; 7, 10; 7, 8, Д.
Возможен пронос на трефах. Учитывая это, значение вероятности ловли берем из таблицы 8: вероятность ловли «дырки» 7, 10—24,7%, «дырки» 7, 8, Д — 21, 8%. Суммарная вероятность — 45,5%, что меньше 60%. Объявление мизера целесообразно.

Пример 4. Имеем 7, 8, 9, 10, В, Д; 7, 10, Д; 7; —.
В трефах «дырка» на две взятки. Вероятность прикупки — 55%. Объявление мизера нецелесообразно.

Пример 5. На руке 7, 8, 9, 10, В; 7, 10, Д; 7, 8; —.
В трефах «дырка» на две взятки. Согласно таблице 5 вероятность прикупки — 66%. Объявление мизера целесообразно.

Пример 6. Имеем 7, 9, Д; 7, В; 7, 9, Д; 7.
Возможен пронос одной карты. По таблице 8 находим вероятность ловли «дырки» 7, 9, Д — 21,8%, «дырки» 7, В — 55,8%. Суммарная вероятность ловли 77,8%. Прикупные карты: 8, 10, В; 8, 9; 8, 10, В; 8, 9.

По таблице 5, вероятность прикупки 71%. Объявление мизера wелесообразно.

Пример 7. Имеем Д; 7, К; 7, 8, 9; 7, 8, 9, 10.

Чтобы сыграть «чистый мизер», необходимо прикупить две «свои», что, согласно таблице 6, маловероятно. Объявление мизера нецелесообразно.

5.5 Выбор между игрой на взятки и мизером

Часто возникает ситуация, когда игрок может объявить как мизер, так и игру на взятки. В том случае, когда игра соизмерима по стоимости с мизером (девятерная, десятерная), следует учесть следующие обстоятельства: насколько «чист» мизер и насколько надежна девятерная (десятерная). Практически такой выбор определяется однозначно.
Пример 1. Т, К, В, 9, 7; Т, К, Д, 9, 7; —; —.
В данном случае «девять пик» — «железная» игра при любом ходе, а при мизере есть «дырка», причём на 1—й руке нет хода. Очевидно, выбор делается в пользу девятерной.

Если у вас на руках менее крупная игра (восьмерная или семерная), нужно учесть три фактора:

  • вероятность ловли мизера;
  • вероятность прикупки к мизеру;
  • вероятность прикупки для увеличения игры на взятки.

Принимая их во внимание, а также учитывая личные склонности (кто-то любит играть мизера, а кто-то предпочитает «железную» семерную), нужно сделать свой выбор (совсем как в рекламе: «Ваш ваучер — ваш выбор»).

Читать дальше: Игра на взятки

© Irina Samonova 1999-2019

Яндекс.Метрика