Лондонская Подземка

Итак, вы получили британскую визу, упаковали чемодан и задумались: «А как же я буду передвигаться по Лондону?» — Кэб, сэр? — Нет, сэр, тьюб!

Вход в лондонское метро

Как ни странно, старейшее в мире метро незаслуженно считается сложным в использовании. Нам слегка непривычно, что на одну и ту же станцию могут приходить поезда разных линий, что линии ветвятся, а иногда и петляют.

Схема лондонского метро на первый взгляд выглядит так, как её изобразил дизайнер David Shrigley в 2006 году:

На самом деле всё просто и удобно. Запутаться в лондонской подземке сложно. Впрочем, даже если вы запутались и диким взором буравите схему, пытаясь понять в какой из туннелей стоит направить свои стопы, то наверняка рядом найдется доброжелательный местный житель, который вежливо поинтересуется, не нужна ли вам помощь. Я в такую ситуацию попала только потому, что не знала название станции, в которую спустилась (ага, и такое бывает с туристами). Благо, помощь мне не понадобилась, — справилась сама.

Линии и станции

Каждая линия лондонского метро имеет уникальное название и цвет. Объявления в поезде обязательно напомнят вам, как называется линия и какова конечная станция этой ветки. Например: «This is Piccadilly Line service to Heatrow Terminal 4, next station is...».

Станции подземки самые разные, но на каждой есть электронное табло, на котором вы совершенно точно увидите, поезд какой линии и какого направления прибывает сейчас... или через 5 минут.

На вывесках с названием станции Notting Hill видно две полосы: зелёную (это цвет District Line) и жёлтую (это Circle Line). Это означает, что на этой платформе могут останавливаться поезда обеих линий. А с платформы станции Earl's Court можно уехать на четыре(!) разные ветки District Line. Платформы Piccadilly Line расположены этажом ниже, к ним ведут лифты.

Лондонское метро
Notting Hill
Earl's Court

Переходы между станциями узкие и, как правило, с множеством поворотов. Чтобы видеть, кто же там прячется за углом, используются выпуклые зеркала. Выходов из станции может быть много. Не запутаться помогают указатели.

Оплата проезда

Стоимость проезда в лондонской подземке зависит от зоны, времени суток и того, каким типом билета вы воспользовались. Э... и как с этим разобраться?

С зонами вполне понятно: чем дальше от центра, тем дороже. Поэтому, выбирая отель, или планируя экскурсии, стоит выяснить, в какой зоне находится интересующий вас объект (зону можно уточнить на сайте метро или в википедии).

В час пик (с 06:30 до 09:30 и с 16:00 до 19:00 в будни) билет обойдётся дороже. Но если у вас самолет/поезд/экскурсия или свидание, то что поделать? Придётся ехать.

Если вы привыкли жить в режиме «я — лиса, я не хочу ни о чем думать, я хочу фыр-фыр-фыр», то самый простой, удобный и дешёвый способ оплатить проезд — купить Устрицу, т.е. Oyster card в режиме «pay as you go» (платите, когда едите).

Такая карта не ограничивает вас зоной поездки в подземке и действует практически на все виды транспорта: автобус, трамвай и даже речной трамвай KPMG Thames Clipper. Oyster card также можно использовать на пригородных электричках в 1-9 зоне.

Вам совершенно не нужно думать, сколько будет стоить проезд — при верификации карты списывается нужный тариф. Причем, нужный означает самый выгодный! Например, билет на одну поездку по первой зоне стоит £4.90, используя Oyster card, вы заплатите £2.40. Кроме того, вы никогда не истратите за день больше, чем стоит однодневный проездной по выбранной зоне: как только с Oyster card будет списана определённая сумма (её называют «cap»), вы будете ездить бесплатно. Вопрос: зачем тогда мучиться с билетами и проездными, если есть Oyster card? Я тоже не знаю. Поэтому немедленно перехожу к тому как приобрести и использовать Oyster card.

Mind the gap!

«Mind the gap between the train and the platform (помните о зазоре между платформой и поездом)», — эту фразу вы выучите наизусть после первой же поездки в лондонском метро.

Я никак не могла понять, зачем так настойчиво об этом напоминать, до тех пор, пока не увидела зазор сантиметров в 20.

Ларчик просто открывался: на одних и тех же станциях ходят поезда разных линий. Разные линии лондонской подземки принадлежат разным компаниям, а они, в свою очередь, используют разного типа вагоны. Никакого однообразия! Отсюда и зазоры между вагонами и платформами.

Mind the gap!

Вечерние газеты

Если в московском метро самая частая картинка — это пассажир с книгой (электронной книгой), то в лондонском метро все читают газеты. Бесплатные газеты можно взять на специальных стойках или у раздатчика, который появляется на станции вечером. Прочитанные газеты лондонцы оставляют прямо на сиденьях вагонов.

Метро Лондона
Лондонская подземка
The wall Street Jornal

Искусство в лондонской подземке

Лондон не был бы тем городом, каким мы его знаем и любим, если бы не пропитался духом искусства. Здесь буквально на каждом шагу можно найти что-нибудь интересное. Подземка не исключение.

Откройте карманную карту метро, которую вы взяли на станции. Её обложка — творение известного дизайнера или художника. С одного такого рисунка я начала сегодняшний разговор.

Первое, что я увидела в вагоне метро по пути из аэропорта, это схема Piccadilly Line. «Лебедев отдыхает», — подумала я. Слева реальная карта, висящая в вагонах метро. Справа фантастическая карта Piccadilly, созданная художником Нильсом Норманом (Nils Norman) в рамках проекта Thin Cities в 2006 году.

Поискав в интернете информацию об этой схеме, я наткнулась на целый сайт, посвященный искусству в лондонской подземке: Art on the Underground. Рекомендую к изучению.

Вы уже видели мою Oyster card? Ограниченный тираж к 150-летию лондонского метро. Кроме карточек к юбилею были выпущены довольно интересные плакаты.

Секреты лондонской подземки от Londonist

Лондонский музей транспорта

Если вы прониклись духом лондонской подземки, то можете посетить Лондонский музей транспорта по адресу:

London Transport Museum
Covent Garden Piazza, London, WC2E 7BB

Музей открыт каждый день: с 10:00 (11:00 в пятницу) до 18:00 (вход до 17:15) 

Стоимость билетов: £16.50 (£15.50 для студентов и пенсионеров).

Бронировать лучше на сайте. В музее цены на билеты £18 и £17 соответственно.

При музее есть магазин, где можно прикупить всяческих сувениров.

Как добраться из аэропорта Хитроу на метро

Piccadilly Line делает петельку и имеет три остановки на разных терминалах Хитроу. Поезда могут идти до разных терминалов и, возможно, вам понадобиться сделать пересадку.

Поезда начинают ходить около пяти утра (шести в воскресенье) и заканчивают около половины двенадцатого вечером. С вечера пятницы до утра воскресенья поезда ходят ночью с интервалом в 10 минут, но не заглядывают в петлю Терминала 4. Так что, доехать можно только до Терминалов 2, 3 и 5. Если вам нужно в Терминал 4, то вы выходите на станции Heatrow Terminal 2,3 и дальше добираетесь на бесплатном шатле Heathrow Express Shuttle или на Heathrow Connect.

Heatrow Terminal 4

Российским туристам повезло: рейсы Аэрофлота прилетают в терминал 4. Вы просто грузите свои чемоданы в вагон метро и едете без пересадок в центр города. Пусть от Heatrow Terminal 4 до Piccadilly Circus займёт около часа.

Расписание можно уточнить на сайте лондонского транспорта. Этот же сайт поможет вам в прокладке сложных маршрутов по лондонской подземке.

Октябрь 2014, обновление цен и ссылок март 2019

© Irina Samonova 1999-2019

Яндекс.Метрика