Перелёт с пересадкой

Выбирая между прямым и стыковочным рейсом, я бы всегда выбирала прямые рейсы и летала бы первым классом, если бы это позволяли цены на билеты. К сожалению, частенько билеты стоят как сам самолет и отжирают чуть ли не половину бюджета поездки.

К тому же не каждые две точки на карте связаны прямыми авиарейсами, так что иногда выбора просто нет. Если выбор есть, то очевидно, что по параметру «время» всегда выигрывает прямой рейс, а в разделе «цена» как правило выигрывает стыковочный. Остаётся учесть нюансы и оценить удобство.

Самолёт авиакомпании Победа в аэпорту Толмачёво, Новосибирск

Транзитные рейсы

Трансферный, транзитный или стыковочный рейс — это перелёт с пересадкой в рамках одной брони, выполняемый одной авиакомпанией или двумя авиакомпаниями, входящими в один альянс (так называемый совместный рейс).

На таких рейсах:

  • багаж обычно регистрируется до пункта назначения;
  • посадочные талоны обычно выдаются сразу на оба рейса;
  • при пропуске одного сегмента остальной билет автоматически отменяется.

В порту пересадки пассажиру не нужно регистрироваться на рейс, он может сразу же направляться на посадку. Конечно, если рейс международный, то придётся пройти паспортный контроль. В некоторых аэропортах (например, в Цюрихе), нужно пройти ещё один досмотр.

На стыковочных рейсах вы застрахованы от неприятностей в случае опоздания на второй рейс. Ответственность за задержки несёт авиакомпания и, как следствие, авиакомпания должна бесплатно посадить вас на ближайший борт в нужном вам направлении. Если же ближайший рейс только утром, то авиакомпания должна предоставить вам гостиницу.

Так что, если ваш самолёт опоздал, и вы не успели на свой второй рейс, бодрым шагом топайте в представительство вашей авиакомпании, предъявляете ваши билеты и ждите решения этой проблемы.

На транзитных рейсах ответственность за задержки несёт авиакомпания.

Кроме того, авиаперевозчик обычно решает проблемы с визами:

  • в случае, если ваша виза истекла из-за задержки вылета, у вас не будет нарушения визового режима;
  • если из-за погодных условий или в чрезвычайной ситуации самолёт приземлился в порту другого государства и там осуществляется пересадка на следующий рейс, авиакомпания либо обеспечивает трансфер без пересечения границы, любо оформляет транзитные визы для своих пассажиров.

Пропуск сегмента на стыковочном рейсе

Что касается пропуска сегмента, то согласно Федеральным авиационным правилам (пункт 27):

  • Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки.
  • Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира.
  • Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признаётся изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

При пропуске сегмента маршрута остальной билет автома­тически аннули­руется

У зарубежных авиакомпаний правила приблизительно такие же.

Безболезненно вы можете отказаться только от последнего сегмента. Авиакомпании, конечно, не одобряют такого поведения и в интернете поговаривают, что злостных пропускальщиков могут отлучить от груди, но мне видится, что, чтобы получить бан от авиаперевозчика нужно очень сильно постараться. За 1–2 пропущенных хвостовых перелёта вас никто не накажет — больше возни и финансовых потерь.

Единственным нюансом в деле спрыгивания с маршрута является багаж. Если у вас только ручная кладь, то проблем вообще никаких: вы просто не приходите на последний перелёт. Если же багаж всё же имеется, то на регистрации просите оформить его до места пересадки. Ничего необычного в этом нет. Может, вы переодеться хотите при смене климата или посетить дьюти-фри в порту пересадки и сложить покупки в багаж.

Чтобы пропустить сегмент в середине пути, нужно в обязательном порядке предупредить авиакомпанию, которая дальше действует по своим внутренним правилам изменений маршрутов. В зависимости от тарифа можно попасть на платные услуги или на невозможность внести коррективы в уже купленный билет.

Транзитный рейс оформляется под одной бронью, нетранзитный — под двумя.

Нетранзитный полёт с пересадкой

Если вы летите рейсами разных авиакомпаний или даже одной авиакомпанией с пересадкой в одном порту, но у вас две брони, то такой рейс не считается транзитным! Такие рейсы не зависят друг от друга и это автоматически означает, что вам нужно:

  • получить и заново сдать багаж в порту пересадки;
  • зарегистрироваться на второй рейс (если вы заранее не озаботились on-line регистрацией);
  • заново пройти досмотр, паспортный и таможенный контроль.

И главное: вся ответственность за опоздания на рейс ложится на пассажира, т.е. на вас. Значит, нужно быть очень внимательным при планировании такого рейса и заложить правильное время на пересадку.

Безопасное время пересадки — 3 часа

Минимальное время стыковки между рейсами

Разные аэропорты определяют разное минимальное время стыковки:

  • в Домодедово минимальное время стыковки между российскими рейсами составляет 40 минут;
  • в Шереметьево на стыковку между международным и внутренним рейсом требуют минимум 90 минут.

Самая короткая пересадка лично у меня была в Вене по пути из Москвы в Загреб — 35 минут (Austrian Airlines). Кстати, во время этой пересадки мой багаж не успели перегрузить и потом доставляли его на дом.

Какое время пересадки является безопасным?

3 часа и более.

Можно ли это назвать удобным? Очевидно, нет.

Лично я практически никогда не выбираю стыковочные рейсы с пересадкой более полутора часов, за исключением долгих пересадок.

Выбирайте рейсы исходя из личной истории и характера. Если вы очень сильно переживаете и боитесь опозданий, или постоянно попадаете в истории, то лучше перезаложиться и подождать в аэропорту. Если вы, как и я, знаете, что всегда попадёте туда, куда нужно, легко общаетесь и не воспринимаете мелкие неудобства, как трагедию, то можете покупать рейсы с короткими пересадками.

Нужна ли транзитная виза для пересадки?

Ответ на этот вопрос зависит от вашего гражданства и кучи правил.

Например, раньше при наличии американской визы и пересадке в Лондоне была не нужна транзитная британская виза. Теперь от российских граждан Великобритания всегда требует транзитную визу для выхода из аэропорта.

Как всё это узнать? Воспользоваться специальной базой данных Timatic.

К сожалению, простым смертным прямой доступ к on-line базе платный, но авиакомпании и альянсы позволяют пользоваться поиском бесплатно через свои сайты. Я привела ссылку на форму поиска от альянса Skyteam.

Иногда аэропортах организовывают доставку трансферных пассажиров к посадке на следующий рейс так, чтобы им не приходилось проходить паспортный контроль. Это так называемый трансферный коридор.

Правила провоза багажа

Несмотря на то, что перелёт с пересадкой стоит дешевле прямого рейса, а иногда и существенно дешевле, бывают ситуации, в которых выгоднее купить более дорогой билет.

Пример из прошлого: перелёт Брюссель — Москва airBaltic с пересадкой в Риге занимает всего на два часа 20 минут больше, чем прямой Аэро­флотовский рейс, а стоит на почти на две тысячи дешевле.

У вас с собой маленький чемодан, весом 12 килограмм? Мой обычно весит именно столько.

Давайте посмотрим правила провоза багажа (актуальные данные обязательно уточняйте на сайте авиакомпании):

  • Аэрофлот: бесплатно 1 место ручной клади (55 x 25 x 40 см) весом не более 10 кг + сумка, весом не более 5 кг и габаритами по сумме трёх измерений не более 80 см. Перекладываю 2 кило в сумку и спокойно лечу.
  • airBaltic: бесплатно 1 место ручной клади (55 х 40 х 23 см)  + 1 личная вещь (30 х 40 х 10 см) , суммарный вес которых не должен превышать 8 кг. Чтобы провезти 12 кило, нужно доплатить €12. И вот уже разницы в цене практически нет, а по времени и удобству осталась.

Вы уже задумались?

Если вы — участник программы премирования часто летающих пассажиров, то полёт Аэрофлотом во-первых, добавит вам мили на счет, а во-вторых, будет ква­ли­фи­ка­цион­ным.

Вы же в курсе, что пассажиры экономического класса Аэрофлота могут заказать себе спец-питание? Я предпочитаю кошерное. Попробуйте как-нибудь.

В общем, я в таких случаях просто плачу на пару тысяч больше и наслаждаюсь полетом регулярным прямым рейсом одной из лучших авиакомпаний мира, получая при этом все заслуженные бонусы.

Длинная пересадка как дополнительный бонус

Выбирая рейс, не игнорируйте предложения с длинными пересадками. Такие перелеты могут быть не только разумными по цене, но и довольно удобными.

Например, Чешские авиалинии когда-то предлагали множество рейсов из Москвы с пересадкой в Праге. Если вы знаете, что:

  • пражский аэропорт находится всего в получасе езды на автобусе от центра города;
  • стоимость проезда составляет 40 крон;
  • билет действителен в течение полутора часов на весь транспорт;
  • и стоимость хостела в Праге начинается с 10$,

то... предложение рассматривается уже с другой точки зрения.

План таков: вы прилетаете в Прагу в четыре вечера, в пять вы уже в хостеле, и вас ждёт вечер в великолепном городе, где варят изумительное пиво. :) На следующее утро вы встаёте в разумное время, и после неутомительного полуторачасового перелета в 9:30 вы уже в Милане (Париже, Барселоне и т.д.)!

Аналогичная ситуация с airBaltic. Выбирая пересадку в 20+ часов можно успеть посмотреть Ригу.

Обычно я стараюсь подобрать длинную пересадку по пути туда и короткую по пути обратно.

Совет: если вы путешествуете с длинной пересадкой по пути домой и получаете шенгенскую визу на такую поездку, не забудьте забронировать хостел в городе пересадки иначе рискуете оказаться в ситуации, когда виза закончится на сутки раньше, чем вам нужно. У меня так вышло с поездкой в Амстердам. Пришлось провести ночь в пражском аэропорту, благо там есть отель в «чистой зоне».

Trinity College — Campus Accommodation, Dublin

Кампус вместо отеля

Летом в Европе вместо хостела или отеля можно поселиться на кампусе местного университета.

Самолёт Аэрофлота

Программы для часто летающих пассажиров

Бесплатный билет на самолёт хотят все. И ты его можешь получить, подключившись к программам для часто летающих пассажиров.

© Irina Samonova 1999-2024