Музей Васа (Vasa)

Говорят, что только ради посещения музея Васа стоит приехать в Стокгольм. Только представьте: этот корабль старше США более чем на сто лет

Корабль Васа

Корабль Васа (Vasa) был построен в 1628 году по приказу короля Густава II Адольфа, того самого, который основал славный город Гётеборг.

Запланированный, как флагман шведского военного флота, королевский галеон Васа стал позором шведского (или голландского, если свалить вину на корабельного мастера, начинавшего стоить Васу) кораблестроения, затонув в своё первое плавание, даже не выйдя в море. После катастрофы было проведено расследование и состоялся суд. К чести шведского монарха, который самолично утвержал размеры Васы, никто не был наказан.

Пушки, поднятые вместе с  кораблём Васа

На фото: пушки, поднятые вместе с кораблём.

Почему затонул Васа?

Васа должен был олицетворять мощь шведского флота, поэтому король попросил больше золота пушек. Король сказал: «Больше пушек!», значит, больше пушек. Так у Васа появилось две пушечных палубы. Он стал слишком высоким для своей ширины, что сделало его неустойчивым. Порыв ветра наклонил Васа набок, и тот набрал воды через пушечные порты.

Братишка Васы — корабль Яблоко (Äpplet) — был построен на той же самой верфи в 1628 году и проплавал 31 год! Он был всего на фут шире Васа, а ещё в качестве баласта для него вместо камней использовались пушечные ядра.

«Какой же он ОГРОМНЫЙ», — это первая мысль, которая приходит в голову, когда вы видите Васу. Высота мачт Васы составляла 52 метра, и когда корабль лежал в Стокгольмской гавани на глубине 30 метров, его мачты торчали над водой, напоминая о том, сколько денег и труда было потрачено на его постройку. Но больше всего короля и адмирала волновали 64 бронзовые пушки Васы. Ценой неимоверных усилий и даже человеческих жизней с Васы было поднято 53 пушки. Когда выяснилось, что поднять Васу целиком невозможно, король приказал срубить мачты и забыть про корабль.

Сказано — сделано. Забытый всеми корабль Васа пролежал на дне 333 года. Только в 1956 году он был обнаружен археологом-энтузиастом Андерсом Франсеном, а в 1961 году при поддержке короны Васу подняли на поверхность. Васа прекрасно сохранился благодаря тому, что в холодной и не очень солёной воде Балтики не водятся корабельные черви, которые съедают древесину затонувших кораблей. Кроме того, слой ила затруднял доступ кислорода к кораблю. Металлические детали, конечно же, проржавели и рассыпались, а вот дерево осталось нетронутым.

Водолазы подняли со дна гавани 14 тысяч деревянных деталей, которые составили 95% корабля. Восстановление и консервация корабля заняли целых 17 лет. Главной задачей ученых было не допустить растрескивание дерева при высыхании, поэтому мелкие детали вымачивали, а корпус корабля непрерывно поливали полиэтиленгликолем, который замещал воду в дереве. Кстати, полиэтиленгликоль используют в косметологии, как основу для губной помады, так что можно сказать, что Васу пропитали губной помадой.

Реставраторы собрали Васу по частям (Это самый большой 3D паззл, который я видела в жизни! И самый красивый!). Были изготовлены недостающие детали, их легко увидеть — они отличаются по цвету.

Наконец, Васа был отбуксирован к острову Юргарден, где вокруг корабля было построено семиэтажное здание музея.

Таким образом человечество получило единственный в мире оригинальный корабль начала XVII века. Который сегодня, благодаря труду водолазов, археологов, реставраторов и специалистов по консервации, действительно является гордостью Швеции.

Вход на палубу для простых смертных, конечно же, запрещен. К непростым смертным относятся владельцы золотой карты «Друзья музея Васа». Те, кто присоединился к клубу с 2018 года, могут посетить палубу корабля во время специального тура раз в пять. Первый раз после полных пяти лет членства.

В части комплекса, где находится сам корабль поддерживается пониженная температура (18–20°C) и приглушенное освещение.

Корабль является музейным экспонатом, требующим особого ухода. Ученые до сих пор решают проблему, как сохранить Васа для будущих поколений.

Музей не только предоставляет возможность полюбоваться на корабль Васа на разных уровнях, но и подробно рассказывает о всех этапах его существования: от закладки до пути к Юргарден.

Часть выставки посвящена жизни команды Васы. Во что они одевались, что ели, где жили и т.д. В экспозиции представлены предметы быта и личные вещи офицеров, матросов и солдат с коробля.

В кинозале музея демонстрируется фильм об истории Васы. Если повезет со знакомым языком, то советую начать посещение музея с просмотра фильма. Музей организует бесплатные экскурсии. К сожалению, только на английском языке. Расписание показа фильма и экскурсий можно найти на стойке информации.

Совершить самостоятельную экскурсию по музею поможет аудио-гид. Аудио-дорожки гида на русском языке можно заранее загрузить с сайта музея.

Макет Васы на фоне её борта
Реконструкция одной из пушечных палуб Васа
Макет внутреннего устройства Васы

Как добраться

Музей расположен в Дьюргарден, с правой стороны сразу после пересечения моста Дьюргарден.

Адрес: Galärvarvsvägen 14, Stockholm

Пешком от центрального вокзала (Stockholm C) (30 минут) или от станции Karlaplan Tunnelbana (10 минут) Трамвай № 7 от Hamngatan.

Автобус № 69 от центрального вокзала (Stockholm C) или Sergels Torg Автобус № 67 от Karlaplan Паром от Slussen/Gamla Stan (и от Nybroplan летом)

Стоимость билетов

  • Взрослый — 150SEK
  • Детский (от 0 до 18 лет) бесплатно
Вид на Гамла Стан с крыши старого парламента

Июнь 2014, цены март 2019

Гётеборг

Достопримечательности Гётеборга

Второй по величине город Швеции, несоменно, заслуживает внимания. Особо интересны архипелаги.

Гамла-стан

Стокгольм: старый город Гамла Стан

Узкие улицы старого города таят много любопытного: от тысячелетнего рунического камня до Королевского дворца.

© Irina Samonova 1999-2024