Индуктивные игры

Хотя индуктивные черты присущи самым различным играм, лишь в немногих из них эти черты носят достаточно глубокий характер, чтобы игру можно было назвать индуктивной. Я могу назвать лишь игру в «морской бой», детскую игру в «виселицу», «балду» и тому подобные игры, связанные с отгадыванием слов. Вот ещё несколько индуктивных игр.

«Я возьму с собой в дорогу»

В последней игре водящий записывает на листке бумаги правило, которым определяется, какие вещи можно брать с собой в дорогу. После этого он говорит: «Я возьму с собой...» — и называет вещь, которую (согласно правилу) можно взять в дорогу. Остальные участники но очереди спрашивают, нельзя ли им взять с собой тот или иной предмет, а водящий сообщает, разрешает ли правило брать этот предмет или нет. Победителем считается тот, кто сумеет первым отгадать правило.

Правила могут быть и простыми, и сложными. Приведём пример довольно хитроумного правила: название предмета и фамилия того, кто берёт его в дорогу, должны начинаться с одинаковой буквы.

Я думаю, что существует ещё много неисследованных возможностей для создания необычных индуктивных игр, например,

Отгадывание узоров

Представьте себе квадратную коробку, которая может вместить 100 квадратных шашек. Пусть имеется 600 таких шашек, выкрашенных в различные цвета с одной стороны. Оборотная сторона всех шашек выкрашена в чёрный цвет. Нe считая чёрного цвета, всего имеется шесть различных цветов, по 100 шашек каждого цвета. Ведущий втайне от остальных участников игры укладывает 100 шашек в коробку, образуя из них симметричный узор (узоры могут быть самыми разнообразными, от однотонного квадрата из 100 шашек одного и того же цвета до весьма запутанных и сложных). Коробку с шашками переворачивают, кладут вверх дном на стол и осторожно снимают, На столе остается квадрат из 100 шашек, обращенных чёрной «изнанкой» вверх. Игроки по очереди вынимают одну шашку, узнают, какого она цвета, и кладут её на место (по-прежнему чёрной стороной вверх). Первый, кто сумеет правильно нарисовать весь узор, считается победителем. Свои узоры игроки рисуют так, чтобы другие не видели, и показывают наброски только водящему.

Источник: Мартин Гарднер "Математические головоломки и развлечения"

© Irina Samonova 1999-2024